понедельник, сентября 06, 2010

Школьная библиотека — курс на планирование, осуществление и... развитие!!!

A-priori условиями приобретения системой (образовательная система не исключение) новых свойств, влияющих на эффективность деятельности и качество достигаемых результатов, являются развитие, саморазвитие.
Если функционирование способствует «непотере» приобретенных свойств, то развитие и саморазвитие направлены на приобретение (генерацию) новых свойств, их апробацию, интеграцию, а также отказ от свойств рудиментарных в случае, если новые свойства позволяют качественно изменить процесс и результаты, или достигать результатов с большей эффективностью.
При этом успешное развитие (как результат внешнего воздействия на систему в большинстве случаев) резонирует с саморазвитием системы (результат внутренних изменений).
Развитие как реакция на вызовы времени, переход от традиционности к современности является неотъемлемой частью модернизации.
Рассмотрим связку: «Образовательная система — Школа — Школьная библиотека». Вызовы времени обретают форму в виде социального заказа на формирование будущих успешно-активных, компьютерно-грамотных, медиаграмотных и информационно-культурных в целом участников информационного общества, что находит свое отражение в Федеральной программе развития образования, новых ФГОС. Вот и внешнее воздействие, толчок к развитию.
Массово, с достаточно высоким уровнем ресурсного обеспечения и заданной заказчиком (в данном случае государством) степенью эффективности реализует данный заказ только новая современная система образования. Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов учебного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В то же время субъекты учебного процесса обладают собственным потенциалом свойств, приобретенных в процессе саморазвития.
Успешность деятельности и достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от интеграции собственных свойств субъектов учебного процесса с детерминированными. В случае отсутствия последних субъект вырабатывает и осуществляет комплекс мер, направленных на приобретение новых свойств.
Школьная библиотека в реалиях современного образования, являясь функционирующим субъектом учебного процесса, не должна оставаться в стороне от развития и саморазвития. Внешняя среда определяет вектор развития школьной библиотеки как Школьной Библиотеки 2.0. Отлично иллюстрирует необходимость мотивированных изменений статья о Библиотеке 2.0 (Service for the next-generation library By Michael E. Casey and Laura C. Savastinuk -- Library Journal, 09/01/2006).
Вот некоторые выдержки (мой вольный перевод...).


"Сердце Library 2.0 - изменения, ориентированные на пользователя. Это модель библиотечного обслуживания, поощряющая постоянное и целенаправленное изменение, предлагая пользователю участвовать в создании как физических, так и виртуальных услуг, которые им нужны..."
"Web 2.0 технологии играют важную роль в нашей способности идти в ногу с меняющимися потребностями пользователей библиотеки. Технологический прогресс последних нескольких лет позволил библиотекам создать новые услуги, которые раньше были невозможны, такие как виртуальные ссылки, персонализированные профили OPAC или загружаемые медиаресурсы, которыми пользователи библиотеки могут пользоваться, не выходя из дома"
"Привычка библиотек предоставлять те же услуги, те же программы тем же группам пользователей... Library 2.0 станет местом встречи в виртуальном или физическом мире, где потребности пользователя будут реализованы через развлечение, получение информации, а также возможность внести собственный вклад в океан контента"
"Тим О'Рейли в своей фундаментальной работе "Что такое Web 2.0" обсуждает концепцию использования коллективного интеллекта всех, кто использует продукт. В онлайновой среде это принимает вид обратной связи, пользовательских отзывов и создаваемых ими социальных сетей... Блоги и вики - другой путь привлечь пользователей и продвинуть новое содержание..."
"Модель Библиотеки 2.0 стремится использовать знания наших клиентов, чтобы дополнить и улучшить библиотечное обслуживание."
"Использование 2.0 в библиотеке - вопрос осознания... Если мы закроем содержание на наших сайтах и не позволим людям обращаться к нему, если они хотят его использовать, то наше содержание окажется "на обочине"
"В настоящее время библиотеки имеют тенденцию к планированию, осуществлению и забыванию... Библиотека 2.0 - это попытка изменить ситуацию через программы развития, включающие регулярное изучение мнения пользователей, оценку и обновление услуг... Даже старые, традиционные библиотечные услуги должны быть пересмотрены, чтобы определить, какой аспект нуждается в обновлении... На пути к Library 2.0 учитывается, какие услуги в вашей библиотеке уже есть, что можно было бы улучшить, а также новые вещи, которые могут быть добавлены... Многие инструменты и идеи придут из мира Web 2.0, и многие не имеют ничего общего с данной технологией."
"Свойства модели Библиотеки 2.0 будут различными для каждой библиотечной системы... Каждая библиотека имеет свою отправную точку... Благодаря сотрудничеству между сотрудниками и пользователями, вы сможете разработать четкое представление о том, как эта модель будет работать в вашей организации."
Резюмируя в контексте темы поста, еще раз акцентирую внимание на следующем: «В настоящее время библиотеки имеют тенденцию к планированию, осуществлению и забыванию... Библиотека 2.0 - это попытка изменить ситуацию через программы развития, включающие регулярное изучение мнения пользователей, оценку и обновление услуг».
Следовательно, чтобы тенденцией школьной библиотеки стали планирование, осуществление и развитие (курс на 2.0), необходим комплекс мер, выраженный в Программе развития школьной библиотеки. Кроме этого, Программа развития позволит интегрировать собственные свойства данного элемента с задаваемыми системой образования, четко детерминировать результат деятельности (опираясь на анализ возможностей), достигаемый в определенном временном интервале. Данный результат должен быть конкретным, достижимым и измеряемым.
А теперь подумаем, что может (должно?) появиться в Программе развития школьной библиотеки, ориентированной на «дванольность» как новую парадигму деятельности? Остановимся на основных моментах.
Структура Программы развития в целом имеет типовую структуру, изменяемую в соответствии с объектом развития. Разработка Программы развития может состоять из нескольких этапов.
Этап 1 – составляем Паспорт программы.
Наименование программы. Например, «Программа развития школьной библиотеки /название структурного подразделения/;… /название учреждения/».
Разработчики программы.
Исполнители программы.
В идеале список лиц разрабатывающих и исполняющих совпадает (администрация учреждения, учителя, ученики, родители, специалисты школьной библиотеки). Еще проект программы было бы не лишним коллективно обсудить. А еще лучше вместе написать! В качестве площадок можно и сайт школы использовать, например, и блог библиотеки… Это как минимум…
Научно-методические основы разработки программы. Здесь указываем нормативные документы разных уровней, начиная с федеральных, в соответствии с которыми программа разработана. Например, Федеральная программа развития образования, Национальная стратегия «Наша новая школа», ФГОС, Региональные и Муниципальные образовательные программы (если таковые имеются), Устав и Программа развития образовательного учреждения.
Этапы обсуждения и принятия программы, кем принята программа.
Цели и задачи программы.
Цель можем сформулировать примерно так: «Модернизация деятельности библиотеки школы в соответствии с современными требованиями к уровню развития информационной культуры участников образовательного процесса, Национальной стратегией «Наша новая школа», ФГОС нового поколения (…), на основе современных образовательных, ИКТ и Интернет-технологий, технических средств реализации обучения…».
Задачи, обозначаемые в Программе развития на заданный период времени, провоцируют изменение (расширение) направлений деятельности школьной библиотеки (например, деятельность информационная, организационная, учебная, консалтинговая, исследовательская, методическая и т.п.). В задачах находят свое отражение в контексте реализации новых ФГОС совершенствование форм работы на основе современных ИКТ и Интернет-технологий (в т.ч. сервисы Веб 2.0), новые услуги, ориентация деятельности на взаимодействие, «со-творчество», «со-участие», сотрудничество с участниками учебного процесса, формирование информационной культуры не только учащихся, но и учителей, родителей…
Предполагаемые сроки реализации программы.
Этапы реализации. Можно представить план реализации этапов в связке «Индикатор ожидаемого результата – Способы деятельности – Виды работ с трудозатратами – Сроки реализации – Форма предъявления результата». При такой детализации этапов будут видны акценты на традиционных и новых направлениях деятельности школьной библиотеки.
Ресурсное обеспечение. Перечень желаемого и достаточного составляется на основе анализа существующих ресурсов (материально-технических, информационных, организационных, кадровых).
Вторым этапом составления Программы развития может быть анализ ситуации, описание актуальных изменений внешней среды, повлекшие изменения внутренние. С учетом приоритетных направлений деятельности учреждения описываются особенности развития конкретной библиотеки (дифференциация).

Путь развития не может идти из ниоткуда в никуда. Поэтому Программа развития – неотъемлемый атрибут школьной библиотеки, решившей исключить забывание из своего жизненного цикла.
P.S. «- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, - ответил
Кот.
- Да мне почти все равно, - начала Алиса.
- Тогда все равно, куда идти, - сказал Кот.
- Лишь бы попасть куда-нибудь, - пояснила Алиса.
- Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, - сказал Кот, -
конечно, если не остановишься на полпути…» (Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»).

Комментариев нет:

Отправить комментарий