пятница, октября 08, 2010

Волны РЕЛАРНа. Год 2010-й...

РЕЛАРН (#Relarn2010)... Как много в этом слове уму и сердцу посвященных!...
Отголоски волн наблюдаю уже давно. В этом году повезло быть в эпицентре событий в первый раз. Свои мысли, впечатления, послевкусие "разволню".

Неведомая дорожка привела в Нижний Новгород на теплоход "Георгий Жуков", уже не первый раз принимающий участников конференции. И закипела жизнь РЕЛАРНовцев, собравшихся как пазлы в одно Целое. И у этого Целого своя система, свои сценарии, свои традиции, объединяющие всех, но в то же время, сохраняющие индивидуальность каждого... Стоит только попасть в круговорот, как тебя сразу подхватывает поток. И ты становишься частью этого Целого под названием "конференция РЕЛАРН". Внешняя атрибутика и та форменная (фирменная?) была выдана :). А вокруг волны...
На волне Школьного сектора. И закипела многодневная работа в секциях. Бросаем якорь в секции четвертой "Сетевые технологии в образовании на современном этапе", организованной Школьным сектором Ассоциации РЕЛАРН.
Поёт Школьный сектор
Едва стихли аккорды традиционной песни (по словам очевидцев, из года в год не было ни одного повтора!), посвященной Школьному сектору и Е.Н. Ястребцевой, и понеслось...  Режим работы был достаточно напряженным и не менее продуктивным. Секция получилась содержательно ёмкой, насыщенной, конструктивной. Атмосфера рационального мышления, инновационного видения, перспективного планирования, творческого креатива, дружеского единения царила в баре на Солнечной палубе. Даже название палубы соответствовало общему настроению. А само солнце только готовилось к предательскому скрытию за тучами, пока согревало нас лучами и баловало светом.
В течение почти пяти дней работы озвучивались интереснейшие мысли в докладах и выступлениях в различных форматах ("играли" в баркемп), искались пути решения  актуальных ключевых проблем школы, учителей, системы образования, учебного процесса в рамках презентаций проектов, тематических тренингов и мастер-классов. Интересно, что само слово "проблема" вызывало у некоторых участников неприятие (как показатель нездоровья). Смотрим с другой стороны :). Видим проблему - деятельно решаем - видим следующую - решаем... Мотивированно развиваемся и развиваем... Многое из услышанного "задумало" и упорядочило мысли, утвердило в правильно выбранном векторе движения. Многое (спасибо авторам-участникам!) соединилось в одну картину "мира" в контексте и моего доклада "Школьный информационно-библиотечный центр - ядро информационно-образовательного пространства современной школы", и представления о  развитии среды обучения в целом.
Некоторые мысли по "следам". Замечательный мастер-класс Людмилы Рождественской "Цифровой разрыв в отдельно взятой школе. Как преобразовать проблемы и затруднения в конструктивные действия?" (читайте рефлексию ЧУМработницы). Три кита Школы 2.0: Открытость, Сотрудничество, Многовариантность. Определилась связка для субъектов среды "внешний образовательный вызов - личная проблема каждого - трансформация профессиональных взглядов - команда (!) единомышленников - деятельностный подход преодоления "цифрового разрыва".
Презентации проектов (дисциплинирующий формат "интеллектуального караоке" Pecha Kucha) Ирины Коткиной "Проект "Твой курс" (организация повышения компьютерной грамотности участников педагогического процесса и граждан города на базе школьной библиотеки) и Любови Брюховой "Библиотекари, осваивайте сети! Гните свою линию в ИНТЕРНЕТе: Опыт дистанционного обучения". Потенциал школьного библиотекаря выступить в новой роли в команде, взять на себя формирование информационной культуры участников образовательного процесса. Технологическая готовность. Деактиватор интеграции в учебный процесс - замкнутый круг "Инициатива-поддержка. Что первично: мотивация внешняя или внутренняя?". На "попробовать": программа развития школьного информационно-библиотечного центра как компонент программы развития школы в качестве инструмента, разрывающего цикл...
Баркэмп "Формировании информационной культуры
и грамотности учащихся ".
Оксана Петрова, Елена Ястребцева
Татьяна Рыженко
Выступление Татьяны Рыженко "Самостоятельные учебные исследования школьников в новом курсе информационной культуры (О новом проекте для 5-6 классов "Информационная культура и блоги")". Отличнейший практический пример формирования "новым" библиотекарем метапредметных составляющих образовательного результата (четко прослеживается надпредметность сервисов Веб 2.0, информационной культуры участников), тем самым "облегчая" жизнь учителю-предметнику. Ведь при таком развитии событий участвовать в педагогических сценариях, озвученных Юрием Ээльмаа ("Педагогические сценарии использования интернет-сервисов"), будет ученик, уже четко представляющий зачем ему, например, понадобится RSS и как это работает. А уж куда и как эти знания и умения приложить (предметно и межпредметно) учитель подскажет... Библиотекарь поможет... И снова команда.
Ирина Герасимова "Дистанционный семинар "Возможности сетевого взаимодействия в образовательном процессе". Корреляция развития кадрового потенциала и нового качества результата. В команде методист. Копилка идей пополнилась.
Кроме этого прочно вошел в личный тезаурус глагол "расповсюдить" (А. Муранов "Новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования и современная "учебная среда"). Возможность профессионально подрасти дали тренинги Оксаны Петровой и Надежды Шпарута "Роль организатора в формировании сетевого сообщества", Лидии Кобцевой и Елены Круподеровой "Использование средств визуализации в учебной проектной деятельности". Новые идеи на ближайшую перспективу сотрудничества получены из презентации проекта Марии Смирновой и Людмилы Рождественской "Виртуальная мастерская ИКТ - вызовы начальной школе" и мастер-класса Галины Брусницыной "Предпринимательство и технологии для школьников в программе HP LIFE".
И много еще всего интересно-полезного.
Общая рефлексивная картина тегов у участников получилась такая (рекомендую ознакомиться полностью, "посамокопаться"):


На экскурсионной волне. Секции работают, а "Георгий Жуков" тем временем уверенно несёт нас к "золотым" (почти) городам страны. Насыщенные пешеходные экскурсии. Неповторимые атмосфера каждого города, история, ментальность.
Ярославль. "Белый" город, отмечающий в этом году своё 1000-летие, встретил похолоданием и дождем.
Величие и внутренняя сила покровительствующего медведя.
Успенский собор
Умиротворяющее спокойствие многочисленных соборов и храмов.
На центральной улице
Гармоничное единство прошлого и настоящего.
Подарки к юбилею...
Уют парков и скверов. Эх, была бы погода!...
Рыбинск. Рыбный город (в прямом смысле, рыба ждет гостей города уже на речном вокзале).
Недосягаемый экскурсовод - свободное плавание. Памятник бурлаку. Картинная галерея Государственного историко-архитектурного музея. Разрушение Спасо-Преображенского собора. Целой картины так и не сложилось... Может быть вечер виноват...
Мышкин. А в Мышкине мыши (все мышам мыши)!
На Речном вокзале
И в их лапки попадаешь, едва ступив на твердую мышкинскую землю.И передают тебя из лап в лапы в музей льна, мельницу купца Чистова (хранители музея оживают), ведут под белы рученьки на прием к мышиному Царю в "Мышкины палаты"...
Мыши на ключевых постах...
На чужой трон не садись!
Царственные особы
Мышангел-хранитель сырной горки
И все в валенках :)...
Музей "Русские валенки"
Тепло в Мышкине!
Череповец. Как много зависит все-таки от экскурсовода. Современное "прочтение" исторических событий в доме-музее Верещагиных.
Начало Воскресенского проспекта
Прогулка по Воскресенскому проспекту в поисках свежесваренного кофе (от экскурсовода мы все-таки сбежали), оказывается, неплохой способ узнать город поближе. Экология Череповца дает о себе знать уже на "подплыве"... Химия в быту...
Углич. Хлебосольные жители.
Шаги и голос трагических событий истории. Гибель царевича Дмитрия. Кающийся Углич. Дмитрий-на-крови. Осуждённый и сосланный в Сибирь колокол.
Церковь Дмитрий-на крови
Желающие "примерили" на себя эпоху. Отковали монеты-обереги. Пригрели на руке "Чайку".
А Рыбинское водохранилище... Море!

Волны встречные, виртуальность реализующие. А ещё РЕЛАРН - это, конечно же, встречи. С коллегами и друзьями. Реальная виртуальность, расширение пространства, сокращение дистанции.
Пополнение рядов юных друзей Ненецкого автономного округа.  Выученный жест, символизирующий оленя... Оленина и семга по-Коткински...
Аватарка, я Вас знаю? А лица все знакомы :)...
Лица РЕЛАРН - 2010




P.W. Постволна предстартовая...
"Да, это был мой путь ... " (И. Резник). Курс на РЕЛАРН - 2011... :)

10 комментариев:

  1. Замечательная статья получилась, подробная, захватывающая. Отдельное спасибо за слайд-шоу. Утащу к себе, если позволите.... Настроение создала соответствующее :-)

    ОтветитьУдалить
  2. Ну, значит, мысли собрались в правильную кучку! :))) "Расповсюдивайте", Елена Николаевна! ;-)

    ОтветитьУдалить
  3. Вот как надо - коротко и ясно и весь РЕЛАРН в одном посте! Не не то, что я - развезу-развезу и конца не видно...
    Хорошая статья, хорошие фотографии.
    С новым блогом, Олечка! Хотя ему уже два месяца, но я для себя открыла его только сегодня. Ещё ничего не успела прочесть, кроме этой статьи, буду постепенно вникать. Удачи!

    ОтветитьУдалить
  4. Люба, рада тебя видеть! Дружим блогами ;-). Посты в стиле, как ты выразилась, "развезу-развезу" очень помогают снова оказываться в центре событий. Так что за них респект. И жду новых!...

    ОтветитьУдалить
  5. Оль,спасибо,что подытожила так точно и емко. Вспомнишь тут Чехова и сестру таланта:-) Остается сделать на твой жинеблог ссылочку. Групповая работа получилась. Вместе отрефлексировали,слава Богу:-)

    ОтветитьУдалить
  6. Теперь на очереди материализация мысли :)))

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо, мне тоже статья очень понравилась

    ОтветитьУдалить
  8. Ольга! Здорово!!! Очень "мотивирующе" получилось! Спасибо огромное за ссылки! В пн студентам буду показывать твой блог...

    ОтветитьУдалить
  9. Настоящий "опорный конспект" для новых впечатлений! Спасибо, Ольга!

    ОтветитьУдалить